Cверхопера «Связавший Время с Пространством»: премьера

Всеукраинская премьера сверхоперы Вадима Ларчикова «Связавший Время с Пространством»

Фестивальные события в Запорожье, посвященные 128-й годовщине со Дня рождения Велимира Хлебникова, открылись вечером 7 ноября в ДК имени Кирова всеукраинской премьерой сверхоперы (музыкально-театральной медитации) Вадима Ларчикова по сочинениям поэта-будетлянина «Связавший Время с Пространством». Исполнители музыкально-сценического действа: Ольга Веселина и Вадим Ларчиков, артисты лауреата международных конкурсов дуэта «Виолончелиссимо» (Одесса).

Плакат всеукраинской премьеры сверхоперы Вадима Ларчикова по сочинениям Велимира Хлебникова. Запорожье 7 ноября 2013 года.

Известный современный поэт, перформер и культуролог Сергей Бирюков полагает, что будетлянин Велимир Первый хотел победить числом, словом и звучанием. Международный фестиваль Хлебникова в Запорожье органично объединяет представителей разных искусств, сопровождая поэтические акции художественными выставками, театральными и музыкальными действами по мотивам творений Велимира.

Хлебников ввел в литературный обиход термин сверхповесть, действие которой происходит в нескольких временах и плоскостях; это «повесть в кубе», в отличие от классической, с линейным сюжетом. «Стройматериал» сверхповести – множество самостоятельных прозаических и поэтических сюжетов-«рассказов».

Адекватная музыкально-театральная интерпретация творчества Хлебникова потребовала обращения к жанру сверхоперы, не существовавшему ранее. В новом произведении одесского композитора Вадима Ларчикова «Связавший Время с Пространством» (2012) нет места традиционному оперному пению. Термин «опера» трактуется здесь в его изначальном смысле как «работа, творение» («opera», в переводе с итальянского).

За роялем - автор сверхоперы Вадим Ларчиков. 7 ноября 2013 года.

Постановка реализуется артистами Дуэта «Виолончелиссимо» Ольгой Веселиной и Вадимом Ларчиковым, которые выступают одновременно как музыканты (исполнители на виолончели, фортепиано и перкуссионных инструментах) и актеры-речитаторы; также предусмотрено участие всех зрителей в зале в роли хора, беззвучно синхронно декламирующего в полной тишине одно из бессмертных стихотворений Хлебникова, под «дирижерским» управлением артистов на сцене.

Фрагмент исполнения сверхоперы "Связавший Время с Пространством". На сцене - Ольга Веселина и Вадим Ларчиков. 7 ноября 2013 года.

Мировая премьера сверхоперы «Связавший Время с Пространством» в исполнении дуэта «Виолончелиссимо» с большим успехом прошла в Москве 9 декабря 2012 года в рамках Международного театрального фестиваля к 100-летию русского футуризма. Всеукраинская премьера состоялась 7 ноября 2013 года в Запорожье.

Ольга Веселина. 7 ноября 2013 года

 Вадим Ларчиков: "Возможна ли опера после Хлебникова? После сверхповестей, «Зангези» и «Дети Выдры»? Тот «концерт в костюмах», с примадоннами и фиоритурами – в третьем тысячелетии? Но, Председателю шара земного приличествует сверхопера.

Такого жанра еще не было? Будет, сверхповести до ВЕЛИМИРА тоже не было!

…Нужно в опере – петь? Opera – вспомни итальянский – ‘работа, дело рук, сочинение’…  

Возможен в эпохе и пространстве Будетлян – зритель?...  Но, хор со-глядящей проросли мировой!

Ибо ВЕЛИМИР,  речетворец для поэтов".

Вадим Ларчиков. 7 ноября 2013 года

Из интервью с автором сверхоперы Вадимом Ларчиковым:
"Проникшись идеями Велимира, я как композитор тоже свел в единое целое музыку, стилистически резонирующую абсолютно разным эпохам, соединил западные христианские и восточные буддийские истоки, постарался воспроизвести музыкальными средствами загадочные авторские неологизмы и ассонансы — звукосочетания, которыми насыщены тексты Хлебникова. Получился специфический жанр — не опера в буквальном смысле, а музыкально-театральное действо. В нем игра на инструментах, причем не только на виолончели, но и на фортепиано и ударных, соединена с декламацией поэзии и прозы футуриста. В спектакле задействован и «беззвучный хор зрителей»".

Вадим Ларчиков. 7 ноября 2013 года

Фотографии Александра Татаринова